Главная » Торгово-промышленные династии » Московские «американцы»: Династия Красильщиковых

Московские «американцы»: Династия Красильщиковых

Свой род семья текстильных фабрикантов Красильщиковых ведет от крепостного крестьянина Суздальского подворья Михаила Гришанина. Прожил он свою жизнь довольно тихо и незаметно, не оставив после себя ничего, кроме детей, таких же крепостных как и он сам. Интересно, что писавший в начале XX века очерк о семье Красильщиковых Ч.М. Иоксимович сообщал, что родоначальником фамилии Красильщиковых является некий "дедушка Григорий", который еще в начале XIX столетия имел при селе Родниках небольшое красильное заведение, вследствие чего был прозван "Красильщиком". Это прозвище затем осталось как фамилия для всего потомства.


"Дедушкой Григорием" односельчане называли сына Михаила Гришанина — Григория Михайловича. В текстильный бизнес он пришел совершенно случайно. Согласно семейному преданию, Григория отправили воевать с турками. Свое военное жалование тот старательно копил. Вернувшись домой из турецкой кампании, он и оборудовал на эти деньги домашнее ткацкое производство.

На первых порах Григорий Михайлович обладал немногим: красильней, помещением, в которое вмещалось 10 станков и конторой по раздаче крестьянам пряжи. Положение дел резко изменилось с началом войны 1812 года. После московского пожарища столичные текстильные предприятия закрылись, и потребность в товаре текстильных производств значительно возросла.

Семья Красильщиковых тут же переориентировала свое производство на выпуск гладкокрашеных грубых тканей, которые оказались крайне востребованными. Их предприятие работало на средневолокнистом дешевом хлопке из Персии и Средней Азии и стремительно развивалось. Возглавивший семейный бизнес сын Красильщика Михаил Григорьевич объявил себя купцом 3-й гильдии Юрьевецкого уезда. В 1843 г. он уже перешел во 2-ю гильдию, а в 1861-м году — в 1-ю.

Здание фабричной школы Товарищества мануфактур Анны Красильщиковой

У Михаила Григорьевича было много детей, в том числе четыре сына. Но в текстильном бизнесе самый яркий след оставил Антон Михайлович Красильщиков (1810-1867). Кстати, вопреки традициям того времени он не был старшим сыном. Именно Антон Михайлович построил в 1860 г. большую ткацко-красильную фабрику в городе Родники, оснастив производство первой паровой машиной. Огромное по тем временам здание было возведено в кратчайшие сроки — менее чем за 2 года — и использовалось по своему прямому назначению более 100 лет, так как еще в 1987 г. здесь вели отделку тканей.

При Антоне Михайловиче ручное семейное предприятие превратилось в крупную механизированную фабрику, насчитывавшую 160 станков, которые обслуживались 325 рабочими. Оно выпускало товара на сумму 214 тысяч рублей в год. Кроме большой фабрики, Антон Михайлович держал более 700 надомников из местных крестьян.

В конце его жизни, когда разразился, вследствие Американской войны, промышленный кризис, дела чуть-чуть пошатнулись, но их спасла жена его первого сына Михаила Антоновича — Анна Михайловна, дочь небольшого фабрикантика из соседней деревни Репина — Михаила Хонина. Эта женщина сумела вместе с мужем дать большой размах своей фабрике устройством механической ткацкой фабрики. Оставшись в 1875 году вдовой, Анна Михайловна перевела все дело на свое имя и начала вести дела самостоятельно. При помощи своего брата П. М. Хонина она восстановила кредит предприятия и даже приобрела у своего родственника Ф. Иванчикова остановившуюся ситценабивную фабрику.

В 1882 году мануфактура Красильщиковых производила продукции на сумму до 1 млн. 300 тысяч рублей в год. Здесь работали 1600 рабочих и 750 надомников из крестьян. Кроме того, Анна Михайловна построила в Родниках родильное отделение и медпункт. А в 1894 году было организовано акционерное товарищество мануфактур "Анна Красильщикова и сыновья" с уставным капиталом в 2,5 миллиона рублей. Правление Товарищества располагалось в Москве, в Чижовском подворье на Никольской улице.

В 90-е гг. XIX века предприятия Красильщиковых стремительно наращивали обороты. В 1897 года в Родниках семья построила современную прядильную фабрику. Пятнадцать лет спустя фабриканты возвели еще одно предприятие. Все это обрастало подсобными производствами — кирпичным и механическим заводами, лесопилками и так далее. Предприятие имело железнодорожную ветку, пароходство на Волге, опытные поля, леса, пасеку. Основной объявленный капитал Товарищества увеличился с 2,5 до 8 миллионов рублей. К 1914 году Товарищество было одним из крупнейших текстильных предприятий России, чьи производственные мощности насчитывали 100,1 тысяч прядильных веретен, 2,7 тысяч ткацких станков. Здесь трудились 9 тысяч рабочих. Даже богатейшие фабриканты Куваевы имели объявленный капитал лишь в 5 миллионов рублей. Кстати, фирменным товаром Красильщиковых в то время был "черный хлеб" — особая черная ткань, не линявшая при стирке.

Переезд Красильщиковых в Москву в середине 90-х годов XIX века мало изменил уклад их жизни. В Москве их звали "американцами". В те времена так характеризовали людей с правилами светского этикета и обхождения. В столице фабриканты оказались чужими и держались особняком. Несмотря на женитьбу Петра Михайловича (одного из сыновей Анны Михайловны), возглавившего Московское торговое подворье, на внучке Саввы Мамонтова Серафиме Давыдовне Морозовой.

Всего же у Анны Михайловны было пятеро сыновей, но семейное предприятие она передала троим из них — Петру, Федору и Николаю. После смерти матери в 1902 году они активно продолжили развитие дела, открывая все новые предприятия. Но самым способным и деловым из всех троих оказался Николай Михайлович Красильщиков — мануфактур-советник, директор Товарищества "Анна Красильщикова с сыновьями", выборный член московского Биржевого общества, член Всероссийского торгово-промышленного съезда 1896 г. в Нижнем Новгороде, а также потомственный дворянин. Дворянство было пожаловано ему в январе 1911 года за заслуги перед страной.

Природа наделила Николая Михайловича сильным голосом, и он старательно развивал свой дар. Брал уроки пения у знаменитых педагогов Италии, где долгое время жил. Оттуда Н. М. Красильщиков привез автомобиль "Минерва" и строил амбициозные планы выпуска в России аналогичных российских машин. Первой ступенькой в этих планах стало открытие двух авторемонтных мастерских. В 1915 году он открыл в Родниках авторемонтный завод, который проработал до 1925 г., а затем был переведен в Москву на ЗИЛ и частично в Ярославль — на моторный завод.

Николай Иванович Красильщиков был известен и как щедрый меценат. Только за первое десятилетие двадцатого века Красильщиковы израсходовали на просветительско-филантропические учреждения 1 млн. 125 тысяч рублей — примерно столько же, сколько за это время заплатили налогов с прибыли и капитала. Ежегодно еще по 100 тысяч рублей Красильщиковы тратили на их содержание.

После октябрьской революции все имущество Красильщиковых было национализировано. Оставшись ни с чем, в конце 1919 года, Николай Михайлович уехал к своей дочери в Екатеринодар, где один из богатейших людей дореволюционной России подрабатывал давая уроки вокала. В январе 1920 г. на одном из последних пароходов Красильщиковы отплыли из Новороссийска в Турцию, покинув Россию на долгие годы. А спустя почти 80 лет, в 1999 году, музейно-выставочный центр "История отечественного предпринимательства" учредил специальную премию имени А.М. Красильщиковой, которая вручается наиболее успешным деловым женщинам современной России.

Материал написан на основе монографий, статей, документов и материалов, представленных в разделе «Библиография».

Ответить